МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВО ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН
Коллективный член РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК (РАЕН)

\
Диплом коллективного члена РАЕН







Надо ли изучать ОПК в школе?

Надо ли изучать ОПК в школе?

     А. Суханов, ведущий передачи. Во времена воинствующего атеизма в СССР ходила шутка. На вопрос, есть ли бог на небе, мы дружно отвечали: «Да… бога нет». Ситуация изменилась кардинально, и сейчас едва ли не каждый россиянин ассоциирует себя с какой-то конфессией. Сегодня мы будем искать ответ на вопрос «стоит ли изучать Основы православия, условно говоря, закон Божий, в школе?». Как вы считаете, нужно ли его преподавать.

М. Ардов, протоиерей (Москва). Ни в коем случае. Это делали в Российской империи, и мы знаем, чем это закончилось.

А. Казин, д.филос.н., профессор ист. ф-та СПбГУ. Вводить в школах Основы православной культуры (ОПК) и можно, и нужно. Что же касается закона Божьего, то тут я согласен с о. Михаилом.

Э. Тропп, ученый секретарь Президиума СПб научного центра РАН. Уроки православия должны быть не в государственных школах, а вне их, например, в воскресных церковных школах. В обычной школе достаточно и других предметов.

А. Суханов. Мы подготовили небольшой опрос в 4 городах России. Внимание на экран.

Голос за кадром киносюжета. Если преподавать основы религиозных мировоззрений в школе, то как?

Женщина (Старый Оскол). Как часть человеческой культуры.

Девушка (Санкт-Петербург). Если преподавать религию, то все религии, которые есть на территории России, чтобы дети просто знали, что есть и другие религии, т.е. преподавать историю религий.

Мужчина (Махачкала). И как часть культуры, и как веру, потому что культура становилась именно на вере.

Женщина (Санкт-Петербург). У меня внучка ходила с 1 по 10 класс в православную школу. Я думала, будет хорошей девочкой, но религия в воспитании ничего не дала.

Девушка (Казань). Как часть человеческой культуры. Религию преподавать нельзя, потому что человек должен сам внутри себя решать, в какую веру податься.

Женщина (Казань). Я считаю, пусть религию преподают только в церковной школе.

Мужчина (Старый Оскол). Культуру прививать надо, но только без вмешательства церкви.

2-й мужчина (Махачкала). Без религии какая может быть и культура, и честь, и человечность. Религия есть религия. Без религии невозможно жить даже.

2-й мужчина (Старый Оскол). Как часть человеческой культуры. Потому что, во-первых, церковь отделена от государства, во-вторых, есть атеисты, в-третьих, есть другие веры.

2-я женщина (Старый Оскол). Наверное, как часть человеческой культуры пока, потому что общество еще не совсем готово к этому.

     А. Суханов. Так почему же сегодня встал вопрос о необходимости преподавания основ религиозного мировоззрения в школах?

М. Ардов. Понимаете, не то что так уж прямо, как говорят некоторые ученые, церковь лезет во все дырки. Дело в том, что хитрые политиканы пытаются использовать церковь для своего «пиара», сбора голосов избирателей и т.д. Естественно, многие священнослужители охотно откликаются на этот призыв.

А. Суханов. Мне всегда казалось, что верить или не верить — глубоко интимное дело. И если человек интересуется этим, то зачем его этому учить?

А. Казин. После крушения коммунистической идеологии более или менее разумному человеку стало ясно, что его личные корни, корни его собственной цивилизации лежат в определенной религиозной традиции. Для большинства нашего населения это — православное христианство. Современный человек понял, что ничто не может заменить религию: ни этика, ни наука, ни политика. Только с Богом человек может быть жив.

А. Суханов. Но ведь сейчас речь идет не о том, чтобы изучать основы религиозных мировоззрений. ОПК — это завуалированная форма того, чего на самом деле хотят некоторые.

Э. Тропп. Вы правильно сказали, что это очень слабо прикрытое изучение закона Божьего. Я согласен, что стартовали в этом деле политиканы, которые начали на Рождество и Пасху неумело держать в руках свечки в крупных храмах, и их стали показывать по телевизору. Это был способ привлечения голосов избирателей. И церковные иерархи не могли не воспользоваться этим и начать свое движение.

М. Ардов. Мы должны смотреть на нашу страну реалистически. В настоящее время православными являются 3, максимум 5 процентов населения. В пасхальную ночь в Москве, 12-миллионном городе, в храмы приходят 150-170 тыс. человек, т.е. около 1%. Поэтому говорить, что мы православная страна, совершенно некорректно. Для того, чтобы действительно как-то просвещать и воспитывать в этом отношении молодое поколение, надо не вводить ни ОПК, ни закон Божий, а переписать учебники литературы и истории, перестать преклоняться либеральным дурачкам Белинскому, Герцену и Чернышевскому, писать о том, какую роль играла православная церковь во все века и чем стал русский народ в свои лучшие времена именно под влиянием православия. Кроме того, отказаться от проклятого советского прошлого, сбросить все памятники уголовным убийцам Дзержинскому, Ленину, Сталину, всем до одного, переименовать все улицы. С этого надо начинать.

В. Федоров. Для меня было поразительно слышать это от священника. «Уничтожить», «разрушить» — это не вяжется со всей историей православия, как я ее себе представляю. И я не могу согласиться с тем, что мы должны сегодня обсуждать вопрос, можно ли преподавать православие в школе. В стране 44 конфессии. Почему одну преподавать, а другие нет.

А. Суханов. В некоторых российских регионах уже преподают исключительно историю православия.

Б. Бадмаев, настоятель буддийского дацана (Санкт-Петербург). Важно понять, какое общество мы хотели бы воспитать. Задача всех нас, не только буддистов, а и всех других конфессий, в том, чтобы в школе преподавались основы нравственности.

А. Суханов. А Вас не пугает, что преподавание религий мира превратится в преподавание закона Божьего?

Б. Бадмаев. Не пугает. Россия все-таки православная страна.

А. Казин. Не надо путать ОПК и закон Божий, который является религиозной дисциплиной и должен преподаваться священником. А сейчас речь идет об ОПК как культурологическом предмете. Курс может быть назван и иначе, скажем, «История и культура мировых религий» с соответствующей расчасовкой по регионам и даже отдельным школам в зависимости от преобладающей в них конфессии.

А. Суханов. Это все равно навязывание, раз «в зависимости от преобладающей». А остальные что, не люди?

А. Казин. Остальные могут изучать предмет под названием «Этика», как это делается в Германии. Там преподают католичество, протестантизм, а кто не хочет слушать ни того, ни другого, может слушать курс этики.

Э.Тропп. Но тогда те, кто слушает курс религии, не прослушает курс этики. Кроме того, смотрите, какая получается неразрешимая ситуация. Вот о. Михаил представляет конфессию, не относящуюся к Московской патриархии РПЦ. Есть «зарубежная церковь», которая хоть и находится в каноническом единстве с РПЦ(М), но все-таки управляется по-другому и территориально находится в другом месте. Есть еще «истинно православная церковь», «катакомбная» и многочисленные старообрядческие согласия. Так какие надо преподавать основы даже православной религии? По какой расчасовке делить самих православных?

А. Казин. Мы излишне усложняем ситуацию. Представьте, что в классе 15 русских учеников, 3 татарина, 1 еврей и 1 бурят. Неужели нельзя разрешить проблему?

Э. Тропп. Вы назвали их этническую принадлежность, а не религиозную. А. Казин. Это одно и то же.

Э. Тропп. И главное, что этот вопрос давно решен. Пожалуйста, они из обычной школы разойдутся по воскресеньям в разные религиозные школы. Куда их отведут родители, туда и пойдут. А как разбросать 40 человек по секциям в одном классе?

А. Казин. Они разойдутся на время этого урока по соседним помещениям.

Э. Тропп. Когда в советской школе в 6 классе рассказывали про инквизицию, на переменках образовывались группы ребят, которые эту инквизиторскую деятельность прекрасно осуществляли, конечно, в шутку. Хоть и небольшие стычки, но были. А Вы предлагаете разбить детей по многочисленным конфессиям, подконфессиям, ересям, схизмам и т.д.

А. Казин. Достаточно основных мировых религий. Их не так много.

Э. Тропп. А почему? Откуда взялось распространенное в последнее время убеждение, что в России 4 основных религии? Да у нас разнообразных протестантов гораздо больше, чем иудеев и буддистов.

М. Ардов. Свойство молодежи таково, что то, что ей навязывают, вызывает протест. Если вы хотите, чтобы огромное число молодых относилось к православию дурно, начинайте им его внушать. И кто будет вести эти уроки? 80% современных священников не могут связать двух слов. В каких институтах будут учить этих преподавателей? Кто сочинит действительно талантливые, увлекательные учебники? Эти вопросы не решены и не решаемы. Я повторяю, в Российской империи закон Божий преподавался всюду, во всех учебных заведениях, в том числе в гимназиях. Разве российская интеллигенция, которая погубила Россию, не проходила закон Божий?

А. Суханов. Я сомневаюсь, что Ленин не проходил закон Божий.

Э. Тропп. У него по закону Божьему была «пятерка».

М. Байдак. Я тоже помню свое детство, 1993 г., петербургскую школу, в которой преподавался закон Божий. Ребенок — этнический татарин, изучая на уроках Евангелие, приходил домой и не мог найти взаимопонимание с родителями, исповедующими ислам. Я считаю, что сегодня в России имеет смысл преподавать как православную этику, так и этику других основных конфессий.

Преподавательница Академии русского балета. У нас восстановили маленькую церковь, которая была еще в царские времена. И каждый студент или ученик может прийти туда и получить духовное начало и какую-то духовную защиту для себя. Может, с этого надо начинать?

«Г.Ш.»1. Михаил Викторович2 резко высказался против воинствующего атеизма3. Но его выступление похоже на воинствующую религию. Я думаю, здесь не место для обсуждения в таком тоне. Преподавание тех или иных религиозных учений в государственных школах неправомочно, потому что Россия — страна многоконфессиональная. Для этого есть частные воскресные школы.

М. Конашев. Я хочу обратить внимание на три момента. Во-первых, в нашей стране много как различных верующих, так и различных (подчеркиваю это) неверующих. По Конституции они имеют равные права, поэтому здесь есть два выхода. Либо все они получают за государственный счет равное религиозное или атеистическое образование. Но это просто нереально. Либо второй вариант, который в наших реалиях более предпочтителен: в школе учат только знаниям, а вопросы веры выносятся в гражданское общество, которое их и решает. Скажем, никто не мешает родителям организовать кружок, частную школу, семейную школу и т.д. И второй момент: некоторые деятели церкви взяли воинствующий тон, и в печати были их высказывания, оскорбляющие достоинство всех неверующих. Вот и сегодня здесь прозвучало, что этика — это только православие. Но есть ряд статей, вполне научных, где доказано прямо противоположное.

А. Суханов. В России уже есть регионы, где основы религиозных мировоззрений входят в обязательную школьную программу.

Голос за кадром киносюжета. «Храм — дом Божий» — тема урока четвероклассников школы № 2 г. Старый Оскол. ОПК изучают все школьники Белгородской области со 2 по 11 классы. Пока идут споры, нужен ли этот предмет, в Старом Осколе он уже два года преподается обязательно. 11 лет шла подготовка к этому. Это был нелегкий путь поиска соратников среди духовенства, учителей, родителей и учеников. Итогом работы Управления образования стало беспроблемное введение этого урока. От его посещения можно отказаться. На это решились 32 семьи: 2 мусульманских и 30 — «свидетелей Иеговы». Управление образования и духовенство считают уроки православной культуры лекарством от межнациональной розни.

     А. Казин. Вот вам пример, как можно решать этот вопрос.

А. Суханов. Но здесь есть нарушение — насилие над личностью.

А. Казин. Неверующих в мире нет. И все, сидящие здесь, все до одного -верующие. Только одни верят, что Бог есть, а другие — что Бога нет. И вопрос только в том, как воспитать религиозный инстинкт, присутствующий в каждом человеке так же, как пищевой или половой. Можно воспитать его чудовищным образом, и человек будет верить в колдунов и летающие тарелки.

Э. Тропп. Господа, ну вы видите, как жизнь устроена. Мы посмотрели один и тот же сюжет и пришли к прямо противоположным выводам. Из сюжета отчетливо видно, что так, как в нем показано, делать нельзя

М. Ардов. Мы должны не предаваться романтическим бредням о том, что в России происходит духовное возрождение, а реально понимать, что мы живет в постхристианские времена, что весь цивилизованный мир отошел от христианства. Вместо христианской морали вводится чудовищная политкорректность.

Э. Тропп. Преподавание в школе по большинству предметов, особенно естественнонаучных, основано на достижениях науки. Между религией и наукой могут быть самые разные отношения, но в детском сознании это будет просто лобовое столкновение. Учитель физики или биологии говорит ему одно, а на уроке православия — буквально противоположное. А вопрос-то давно решен. Основы этики, нравственности и культуры давно изучаются в школе в рамках предметов литературы и истории. Русская литература является главным вкладом нашего народа в мировую цивилизацию.

М. Ардов. Наука оперирует гипотезами. И дарвиновская теория является гипотезой. Ни один ученый не может взять обезьяну и в течение нескольких поколений вывести из нее человека. И есть огромное количество ученых, которые не признают теорию эволюции и называются креационистами. Было бы правильно, если бы в учебнике биологии присутствовали обе точки зрения, а человек разумный выбирал бы. Хотя обезьяний процесс в Санкт-Петербурге был, конечно, несколько смешон, но проблема эта существует.

А. Оскольский, ботаник. На мой взгляд, на уроках биологии не может быть ничего, что может оскорбить религиозные чувства. Наука вообще не говорит, кем создан мир — Богом или не Богом. Она рассказывает о том, как мир возникал и развивался, но кто был творцом и был ли он вообще — это вне компетенции научного метода.

Э. Тропп. О. Михаил сказал, что креационисты будто бы такие же ученые, как дарвинисты. Ничего подобного. Большая часть креационистов не находится в науке.

А. Казин. Нет конфликта между религией и наукой, а есть между религией и сциентизмом, т.е. попыткой приписать науке ответы на все вопросы, которые возникают перед человеком. Наука отвечает на средние вопросы — вопросы существования в этом мире, но не берется отвечать на первый и последний. Она состоит из гипотез, которые меняются каждые 10, 20 или 100 лет. Это так называемые парадигмы, которые постоянно меняются.

Э. Тропп. Не просто меняются, а уточняются. Не надо так про науку.

А. Суханов. Если какой-нибудь школьник скажет, что его религиозные чувства оскорбляет инфузория-туфелька, он тоже может подать в суд?

Э. Тропп. Вопрос парадоксальный. Я отвечу на него иначе. Те, кто обижаются на дарвинистов, ходят ведь к врачам и пользуются их лекарствами. А абсолютное число медиков и тех, кто их учил, — дарвинисты. Мы все ходим к тем, кто исповедует дарвинизм. Остается только надежда, что несмотря на то, что медики верят в такую «плохую» теорию, они все-таки лечат нас правильно. Креационисты, скорее всего, лечили бы хуже.

А. Казин. Если мы действительно всерьез поверим, что произошли от обезьяны, что это наши ближайшие родственники, что в сущности ничем от них не отличаемся, просто они покрыты шерстью, а мы голенькие, то нам будет плохо жить, я вас уверяю.

И. Хайбулин, имам мечети (Уфа). Если православная культура будет вводиться в школах Башкирии, то некоторые родители просто не пустят детей в школу. А относительно так называемого православного населения есть весьма интересная статистика. Если 50% населения России считает себя православными, то и атеистов тоже немало — 15%, и есть еще 17% тех, кто не являются прихожанами какой-либо религиозной организации. И если мы будем вводить православие в школах, то это будет похоже на то, что мы сеем зерна в неблагодарную почву.

Н. Мясникова, директор христианской школы. Наша школа -межконфессиональная. У нас есть предмет «теология», и на нем мы изучаем не то, что разное в разных конфессиях, а то, что их объединяет, и те духовные законы, которые помогут нашим детям сформироваться, помогут им выйти на улицу и решить свои вопросы: как быть непобитому, как простить других людей, как выжить и жить счастливой полноценной жизнью. У нас теология не узко христианская, это мировоззрение, основанное на едином законе.

A.Суханов. Может быть, и в Башкирии выход в том, чтобы создавать частные школы, где будут преподаваться основы мусульманской культуры?

И. Хайбулин. Идея интересная, но проблема в том, что кадров, которые могут преподавать религию, не хватает ни у христиан, ни у мусульман. Я считаю, что для России более приемлемы уроки истории религии.

B.Рыхлова, директор школы. В государственной школе может быть введен факультативный или элективный курс «История религий мира», но обязательно по выбору учащихся и не ранее как в 10-11 классах, но они могут его и не выбрать.

В. Федоров. Мы говорим сегодня об одном из мировоззрений, преподавать его или нет. Но мировоззрений же существуют десятки. Например, я привержен коммунистическому мировоззрению, но я же не имею права появиться с ним ни в школе, ни в вузе. Почему мы сегодня забываем законодательство?

А. Казин. Мы не нарушаем закон, потому что в тексте действующего «Закона о свободе совести и религиозных объединениях» отмечена особая выдающаяся роль православного христианства в истории и культуре России.

И. Абрамсон. Я хочу оттолкнуться от мысли о нравственности, которую воспитывали и воспитывают русская литература и история. Советская школа, признанная всем миром замечательной системой своего образования, дала великих ученых и великие достижения. И когда человек полетел в космос, в Америке сказали, что это результат советской школы. Здесь говорят об атеизме как о религии наоборот. Атеизм — это гуманизм, в его центре — человек. И если мы хотим воспитывать нравственного человека, то должны воспитывать не раба божьего, а человека, который ответственен за свои поступки, человека деятельного, человека-творца. И вот это — задача школы.

А. Суханов. Вот весьма любопытные социологические данные ВЦИОМа4. 47% россиян считают, что РПЦ должна более активно влиять на духовную жизнь всего общества. Но только 4% считают, что именно в церкви люди должны получать представление о нравственных нормах и ценностях.

А. Казин. Что касается этих 4%, то это глубоко воцерковленные люди, которые посещают храм каждую неделю и живут по своей вере. Это трудно, это не каждому дано. Но это и есть те подлинные христиане, на которых стоит мир.

Э. Тропп. Максима о том, что у нравственности может быть религиозная основа, содержит преувеличение. Замечательный петербургский ученый В.Р. Дольник в своей книге «Непослушное дитя биосферы»5 делает достаточно убедительные выводы о том, какие способы поведения записаны у нас в генах и не поддаются никакой идеологии, никакому культурному кондиционированию, т.е. от них невозможно избавиться. Для некоторых будет печально, что какие-то из этих черт напоминают поведение наших «двоюродных братьев».

М. Ардов. Я не считаю обезьян своими двоюродными братьями.

А. Казин. Вопрос сегодня стоит не о том, верить или не верить нам самим, а о том, во что мы научим верить наших детей. В то, что человек действительно потомок общего предка, единого с известным хвостатым животным, или существо, созданное по образу и подобию Божьему. И от этого зависят судьбы нашей страны, культуры, судьбы всего мира.

Э. Тропп. Есть одна позиция, в которой, по-моему, сойдутся все участники сегодняшней дискуссии. Кроме религии и науки есть еще одна культурная традиция, из которой все это когда-то выросло. Это — магия. И уж она-то получила ныне такую колоссальную свободу, так распространяется СМИ, что от всей науки в газете -только метеосводка на последней странице, а астрологический прогноз занимает целую полосу. А сколько знахарей-шарлатанов лезет изо всех дыр! И тут единственное место, где канонические религии полностью совпадают во мнении с наукой.

А. Казин. С этим полностью согласен.

А. Суханов. Давайте подводить итог. Верить или не верить, и во что верить — это личное дело каждого. Что же касается преподавания основ религиозного мировоззрения, то тут все очевидно. Большинство не может иметь приоритетов только потому, что оно большинство. Мы все разные, и у всех нас равные права. И давайте подумаем: уважаем ли мы друг друга.



1  Участник передачи, ошибочно названный Г. Шевелевым.

2  Ардов.

3  Большая часть этих резких слов М. Ардова, сказанных в студии, в передаче опущена.

4  Всероссийский центр изучения общественного мнения

5  Фрагмент этой книги см. здесь

 



























© Официальный сайт «МЕЖДУНАРОДНОГО ОБЩЕСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН» (МОПЕ)
Сайт открыт 12.12.2005 г.    
Принцин ремонта пластиковых окон и дверей на сайте. | Создать заказ и купить диплом о среднем образовании не дорого.